Митрополит Исидор возглавил вечернее богослужение в Борисоглебском храме

14 мая 2018 года, в канун дня памяти благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил всенощное бдение с акафистом первым русским святым в Борисоглебском храме на Смядыни.

Архипастырю сослужили настоятель храма святых благоверных князей Бориса и Глеба протоиерей Павел Петровский, клирики храма, духовенство Борисоглебского благочиния.

За богослужением пел Архиерейский хор Смоленской епархии (регент – Елена Фролова).

Говоря в проповеди о подвиге благоверных князей-мучеников, митрополит Исидор подчеркнул, что отказ святых братьев от борьбы за власть и добровольное принятие ими смерти от руки сродника не имели ничего общего с таким понятием, как пацифизм, но стали примером исполнения Божией заповеди о любви к ближнему, образом кротости, миротворчества и братолюбия:

«Святые братья-страстотерпцы, потомки князя Владимира Красно Солнышко, явились светилами для русской земли. Почему для нас с вами важно молиться им, почему так важно помнить историю их святости? Потому что их жизнь и подвиг любви являют собой образ неискаженной Божьей правды. Мы осмысляем их жизнь во время богослужения, мы вспоминаем исторические аспекты их подвига, их посмертные явления князьям Дмитрию Донскому, Александру Невского. Вспоминаем их исцеления и наказания (как мы слышали с вами в акафисте, когда некая раба Божия в праздник святителя Николая решила работать, то была наказана братьями, а затем, принеся покаяние, была по их же молитве исцелена). В Чернигове, Вышгороде, Турове были явлены чудеса этих святых угодников Божиих.

Но не только эта неискаженная история нас интересует (а сейчас многие пытаются исказить нашу древнюю историю), но точное исполнение братьями заповедей Божиих. Обратите внимание на то, как они исполнили заповедь любви к ближнему, как они исполнили заповедь братолюбия. Когда мы с вами любим братьев и сестер? Когда они нам делают что-то хорошее: дарят подарки, в чем-то помогают. А они своей жизнью явили подлинное братолюбие – не тогда, когда все хорошо, но наоборот, когда вспыхнула ненависть и злоба брата их Святополка, они, вопреки человеческой логике, но в силу Евангельского закона исполнили заповедь братолюбия. Вот когда проверяются наши с вами чувства – когда нас ненавидят, а не когда нас любят.

Святые Борис и Глеб явили также пример целомудрия и чистоты. И всякому монаху надлежит подражать целомудрию Бориса и Глеба, крепких мужчин, но целомудренных сердцем и душою.

Не только братолюбие, но и миротворчество в их жизни представляется нам в незапятнанном, незамутненном виде. Быть миротворцем – это не значит кричать по всем перекресткам о мире, это значит: собою явить пример миротворчества, совершить подвиг, который совершили они, не подняв руки своей на сводного брата Святополка, который подверг себя влиянию зла. Они, физически более сильные люди, не стали противостоять этому злу.

Современное обыденное сознание скажет, что это трусость: на тебя нападают, а ты не защищаешься, позволяешь нанести тебе увечье и даже отнять жизнь. Но это применимо тогда, когда речь идет о последствиях такой защиты. Очень важно, дорогие мои, что все наши дела мы должны осмыслять не с точки зрения сиюминутной, а точки зрения того, к чему эти поступки приведут в будущем. Вот святые братья Борис и Глею ясно осознавали, что последствием их противления Святополку станет вражда между князьями, попытка многих из них завоевать Киевский престол. Но никто даже не мог помыслить, что эти великие воины, опытные мужи, прославившие себя и воинство многими победами, позволят брату совершить братоубийство. Позволят ради того, чтобы был мир среди князей, ради того, чтобы зло через воздаяние злом не расширило свои границы, не приумножилось.

Это ни в коей мере не является поводом к непротивлению злу. Вы знаете, что христианское учение не приемлет пацифизма. Но братолюбие, в отличие от пацифизма, призывает пожертвовать своей жизнью ради мира. Это редкое явление, которые мы почти не встречаем сегодня в окружающем мире, поэтому многим из нас непонятен подвиг этих великих мужей-страстотерпцев. Но для всех нас эти великие мужи стали образом кротости и символом мужества во Христе. И пусть не только для нас, христиан, но и для всех людей, живущих на этой земле, наши угодники Божии, наши защитники (а мы можем смело сказать, что это и смоленские защитники) эти святые братья всегда будут символом миротворчества, символом братолюбия, символом любви к Богу, прежде всего, а значит, и к людям. Дай Бог, чтобы все мы всегда были усердными подражателями первомученикам земли русской. И дай Бог, чтобы мы не только на словах, но и на деле были исполнителями заповеди Божией, как явили собой это исполнение заповеди святые Борис и Глеб».

В продолжение богослужения, на праздничной утрене был совершен полиелей. Архипастырь преподал верующим благословение в помазании освященным елеем.

В завершение настоятель храма протоиерей Павел Петровский поблагодарил Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора за совместную молитву и преподнес архипастырю деревянный крест, изготовленный одним из прихожан, искусным мастером резьбы по дереву.

Общение духовенства и мирян продолжилось за чаепитием на территории храма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *