Пятница Светлой Седмицы — праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Икона Божией Матери «Живоносный Источник» находится в северной части нашего храма.

24 апреля в пятницу Светлой Седмицы после Божественной литургии, которую совершил настоятель храма протоиерей Павел Петровский и Пасхального крестного хода пред чтимым образом был отслужен водосвятный молебен.

С древнейших времен весь христианский мир связывает с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И в нынешнее нелегкое время, припадая к Ней, мы молим о скорейшем и благополучном прекращении пандемии, об исцелении заболевших, о помощи тем, кто борется с этой опасной инфекцией, об утешении тех, кто из-за нее потерял своих родных. В надежде на безграничную милость Пресвятой Богородицы мы просим о даровании здоровья нам и нашим близким.

 

Из истории образа.

В V веке в Константинополе близ так называемых «Золотых ворот» находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Святой ключ  был назван  «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил око­ло хра­ма, устро­ен­но­го Львом, но­вый храм, при ко­то­ром впо­след­ствии был со­здан мо­на­стырь.

После падения Константинополя в XV сто­ле­тии храм был разрушен мусульманами, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.

 

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» – «Владычица Победодательница».

Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений – «Знамению».

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение.

На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе помощи Божией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери – Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной – Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру – врачевство от всяких недугов.

 

Использованный источник:

http://www.patriarchia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *