ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

27 сентября Святая Церковь празднует двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

В храме Архангела состоялись торжественные богослужения, накануне вечером — всенощное бдение, в день праздника — Божественная литургия. Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Павел Петровский.

На всенощном бдении, традиционно, на литии совершается чин освящения хлеба, пшеницы, вина и елея. Самой торжественной частью вечернего богослужения является вынос Честного и Животворящего Креста Господня на середину храма для поклонения христиан. Священник облаченный во все священнические одежды торжественно выносит из алтаря Крест Господень и под пение тропаря полагает его на специально украшенное место в центре храма и затем совершается троекратное коленопреклонение, здесь он будет располагаться до отдания праздника. На Божественной литургии в сам праздник, не смотря на будний день, пришло множество народа. В своей проповеди отец настоятель напомнил историю события праздника и о несении своего собственного креста каждым верным христианином.

This slideshow requires JavaScript.

История праздника.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире. [Подробнее о событии праздника]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *