В храме Архангела Михаила молитвенно почтили память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Сегодня 9 февраля 2020года в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Божественную литургию в храме Архангела Михаила совершил его настоятель протоиерей Павел Петровский, ему сослужили клирики храма иерей Александр Сусенков и диакон Виталий Тимофеев.

По окончании литургии была отслужена панихида по всем невинно пострадавшим за веру и убиенным в годы гонений на Святую Церковь Русскую в XX веке. В этот день, ближайшее воскресенье после 25 января (по ст. стилю) по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов установлено совершать поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. На сегодняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Только в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

 

Новомученики и Исповедники Российские. В жизни они были очень разными людьми: монахами и епископами, простыми сельскими священниками и мирянами. Все они пострадали за веру, многие пошли на смерть. Невозможно не поразиться их мужеству, стойкости, твёрдости. Готовности до конца отстаивать свои убеждения, свою веру.

И все же история новомучеников – это не разговор о сопротивлении режиму и проявленном при этом необыкновенном мужестве. Это совершенно другая история: это разговор о любви.

«Мы почитаем и любим новомучеников и обращаемся к ним не потому, что они мучились, а потому, что они любили» — сказал архимандрит Дамаскин (Орловский), много лет занимающийся прославлением их подвига.

В своем подвиге мученики подобны Богу. Они непримиримы к греху и снисходительны, милостивы к человеку. В них нет обиды и презрения к врагу, в них есть только любовь. Любовь и великодушие. Потому что они идут за Христом на Голгофу.

Случалось, сами исполнители приговоров понимали, что казнят святых.

В 1918 г. близ Смоленска был расстрелян епископ Макарий (Гневушев), а в начале 1920-х гг. в Вяземскую больницу пришел один больной туберкулезом крестьянин, – как оказалось, участник расстрела епископа Макария и рассказал врачу больницы:

«…Через некоторое время подъехал автомобиль и привез человек пятнадцать приговоренных. Ничего особенного в них не было, только на одного я обратил внимание. Это был не то священник, не то монах, небольшого роста, седой, тщедушный. Как только я понял, что это духовное лицо, у меня сердце так и захолонуло. Страшно стало. Когда заключенных повели к траншее, то этот старик, проходя мимо меня, остановился, благословил и сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое, – твори волю пославшего тебя». У меня аж пот выступил, откуда ему было знать мое смущение и колебания?

Заключенных выстроили спиной к яме и мы стали по очереди их расстреливать. Это духовное лицо поставили в конце шеренги, он попросил, чтобы ему не завязывали глаза и расстреляли последним. Он глаз не сводил с расстреливаемых, усердно молился, мы все видели, как он сосредоточенно перебирал небольшие четки. Разные люди попадались, кто-то очень боялся и пытался молить о пощаде, и тогда этот старик выходил из шеренги, подходил к упавшему духом и что-то шептал ему, затем благословлял. Мы этому не препятствовали, нам же спокойнее. Наконец настала и его очередь. Я подошел к нему, а самому страшно. Он увидел мои колебания и громко, чтобы все слышали, говорит: «Отец мой! Прости им, не ведают, что творят. Прими дух мой с миром». И опять благословил меня. В общем, когда все было окончено, уже совсем стемнело, и нас повезли в город.

Так вот, через несколько дней после расстрела я во сне увидел епископа Макария. Он благословил меня, но ничего не сказал. Я, конечно, не придал этому значения, хотя очень переживал, что убили мы невинного старика. Но в последующем этот сон стал повторяться довольно часто и до сих пор случается. Вижу я во сне епископа, который благословляет меня и ничего не говорит. Я теперь понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как он мог узнать, что у меня тогда сердце захолонуло, когда узнал я в нем духовное лицо? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы этим говоря, что не сердится…»

 

Священноисповедник Роман Медведь  – один из тысяч пострадавших за Христа в прошлом веке. Он прошел через многие злоключения и заключения. И ему принадлежит одно из самых сильных определений духовничества: священник должен «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро».

Самостоятельность – вот чего ждет от нас Господь и вот к чему подводит человека серьезный и глубокий духовник.

Самостоятельности же – в сохранении в себе и в окружающем мире любви Христовой – учат нас и новомученики. И об обретении такой самостоятельности, такого укрепления нашей веры мы могли бы им молиться. Только, увы, не молимся…

Использованные источники:

http://www.patriarchia.ru

https://foma.ru

http://tvkultura.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *