Богослужение в храме в честь святителя Спиридона Тримифунтского в день почитания иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

18 февраля в день почитания иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Смоленском храме в честь святителя Спиридона Тримифунтского состоялась Божественная Литургия. Отцу настоятелю, иерею Андрею Волкову, сослужило духовенство города. За богослужением вместе с прихожанами молились военнослужащие расположенной рядом с храмом воинской части. В этот день был совершен молебен на освящение написанного образа святителя Спиридона Тримифунтского. По окончании Богослужения всех присутствующих ожидала праздничная трапеза. Празднование в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» не случайно для храма Спиридона Тримифунтского. Несколько лет назад в только построенный храм-часовню был принесен, как оказалось, точный список иконы, находящейся в Москве в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, о чём гласит надпись на иконе. Так нечаянно обрели святыню храма – почитаемый образ Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была в плачевном состоянии, краска шелушилась, доска растрескалась. На собранные всем приходом средства образ отреставрировали, сделали новый киот.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед которым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями несколько образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» на Успенском Вражке в Москве, датируемой 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7). Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась.

Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

«Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

Подробнее о других чудотворных иконах Божией Матери «Взыскание погибших» можно прочитать здесь: http://www.pravenc.ru/text/158344.html

18 февраля также отмечается День смоленских поисковиков. Бойцы поисковых отрядов считают икону Божией Матери «Взыскание погибших» своей духовной покровительницей, она сопровождает все экспедиции и «Вахты Памяти».

Использованные источники:

http://spiridon-sm.cerkov.ru/svyatyni-xrama

http://vslov.ru/vzyiskanie-pogibshih.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *