Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме Архангела Михаила

7 апреля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Божественную литургию в храме Архангела Михаила совершил настоятель протоиерей Павел Петровский в сослужении иерея Александра Сусенкова и диакона Виталия Тимофеева. Накануне состоялось Всенощное бдение.

Особенностью праздника в этом году стало то, что он выпал на нелегкий период борьбы с коронавирусной инфекцией и многие прихожане, следуя рекомендациям, остались дома, приобщив свои голоса к совместной церковной молитве.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от болезненного поветрия и исцелении недугующих.

И сегодня, в этот великий праздник все наши священнослужители и прихожане, те кто пришел в храм и те, кто творил молитву в своих домах от всего сердца радостно, возвышенно и с особой надеждой восклицали:

«Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем:

радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

 

По окончании службы преисполненные радостью праздника духовенство и прихожане выпустили в небо белых голубей.

Красивый и трогательный обычай отпускать на свободу птиц в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы существовал в России издавна, однако вследствие трагических событий российской истории XX века эта традиция была прервана на многие десятилетия. «Родной обычай старины» был возрожден в Москве в 1995 году стараниями Православного общества «Радонеж». 7 апреля 1995 года патриарх Алексий II с крыльца Благовещенского собора выпустил в небо над Кремлем белых голубей. Патриарх Алексий II символически сравнивал выпуск птиц с обретением человеческой душой свободы от рабства греху, дарованной нам Спасителем мира Господом Иисусом Христом, о грядущем рождении Которого благовестил Деве Марии Архангел Гавриил.

 

Благовещение Пресвятой Богородицы

(7 апреля 1981 г.)

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1:28), не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) …

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий «родил», принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Использованный источник: https://pravoslavie.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *